Битва при Банокберне.
23.05.2021 | VladimirMarxist | Образование
Знаменитая битва в июне 1314 года у небольшой реки Бэннокберн, близ Стерлинга в Шотландии, произошла между двумя лидерами, чье присутствие в тот день определяло разницу между победой и поражением. Английская армия, во главе с королем Эдуардом 2, большая и хорошо обученная, должна была разгромить шотландские силы Роберта Брюса, вдвое меньшие по численности.
В 1306 году Роберт Брюс знал, что находится в невыгодном положении, сражаясь со своим могущественным соседом в открытом бою, но он собрал своих людей и одержал победу, которая открыла путь к полной независимости Шотландии четырнадцать лет спустя, с договором, который признал Роберта истинным королем Шотландии.
Битва произошла в конце долгого периода почти двадцатилетнего насилия между двумя королевствами после смерти последнего наследника шотландского престола в 1290 году. К началу четырнадцатого века английский король Эдуард I - "Молот шотландцев" - вынудил Шотландию подчиниться английскому правительству, но в 1306 году Роберт Брюс, граф Каррик, поддержанный непокорными шотландскими дворянами, был избран новым королем Шотландии и коронован в Сконе. Он почти сразу же потерпел поражение от Эдуарда I. Легенда гласит, что он спрятался в пещере, где наблюдал за пауком, изо всех сил пытающимся подняться по своей тонкой нити, пока, наконец, не достиг своей цели; это, как говорят, вдохновило Брюса вернуться к борьбе за свободную Шотландию.
В 1307 году Брюсу удалось отвоевать многие английские крепости, в том числе Эдинбургский замок. Летом 1313 года брат Брюса, Эдвард, согласился с английским командующим замком Стерлинг, сэром Филиппом Моубреем, что, если английская армия не придет ему на помощь ровно через год, замок будет сдан шотландцам. Это был вызов, который новый английский король Эдуард II не мог игнорировать. Он собрал большую армию, насчитывавшую примерно 18 000 кавалеристов, лучников и пехотинцев, и двинулся на север, чтобы восстановить английское правление.
Английская армия прибыла под Бервик-на-Твиде 10 июня 1314 года. Эдуард был непопулярным королем, известным своими фаворитами мужского пола. Тем не менее он собрал внушительную военную силу, возглавляемую примерно 2500 тяжеловооруженными и бронированными рыцарями, чьи гигантские боевые кони действовали как танки на поле боя. Брюс созвал своих сторонников в лес Тор-Вуд, недалеко от замка Стерлинг; в их числе было около 1000 человек из Аргайла и шотландских островов под командованием Ангуса О'Г Макдональда и еще 6-7 000 пехотинцев. У Брюса было всего 500 человек легкой кавалерии под командованием сэра Роберта Кейта, и отряд лучников. Шотландская армия обычно избегала ожесточенных сражений с более крупным врагом, но в этом случае Брюс, горячо поддержанный другими своими командирами и своими людьми, решил, что необходимо занять позицию. Тактика боя шотландцев была проста и тщательно отрепетирована. Перед тем местом, где, как ожидал Брюс, должна была состояться битва, солдаты вырыли глубокие ямы диаметром почти в полметра, близко друг к другу и скрытые травой и ветками. За ловушками армия опиралась на кольцо щитов или "шильтрон", 500 человек образовали плотный круг, несколько глубоких, с длинными 16-футовыми (5-метровыми) копьями с железными наконечниками, направленными наружу и вверх, чтобы отразить атакующих всадников.
Проблемой для шотландцев было огромное количество врагов. 23 июня, за день до сдачи замка Стерлинг, Эдуард двинул свои огромные силы на север от Фолкерка. Они прибыли к небольшой речке Бэннокберн, где шотландская армия была выстроена для сражения на Нью-Парке, склоне земли за рекой, который доминировал над дорогой в Стерлинг. Позади парка был лес, через который шотландцы могли убежать, и болотистая местность как на юге, так и на востоке, что затрудняло фланговую атаку англичан. Тем не менее армия Брюса могла бы пасть в лобовой атаке. Вместо этого англичане атаковали в том порядке, в каком они прибыли. Авангард под командованием графа Глостера, увидев то, что они ошибочно приняли за шотландскую армию, отступающую от столкновения, бросился через ямы и болота. Среди тех, кому удалось переправиться, был молодой сэр Генри де Боун. Он направился прямо к Брюсу, которого четко выделяла его золотая корона. Брюс, в свою очередь, бросился на своем маленьком сером коне на де Боуна, увернулся от копья и ловким движением раскроил череп де Боуна своим топором. Авангард поколебался и отступил. Еще 300 всадников под командованием сэра Роберта Клиффорда попытались прорваться к замку Стирлинг, но им помешал шильтрон во главе с графом Морей. После ожесточенной схватки англичане снова отступили. С наступлением сумерек Эдуард приказал своей армии разбить лагерь.
Теперь между этими двумя силами был заметный контраст. Единоборство Брюса вдохновило его людей, которые теперь рвались в бой. Эдуард неверно оценил этот день, и среди его командиров царило унылое ожидание, что их королю не хватает таланта или воли для борьбы. Шотландский рыцарь, сражавшийся вместе с Эдуардом, в ту ночь перебежал к Брюсу с известием, что англичане деморализованы случившимся и король не уверен в победе. Утром 24 июня Эдвард решил избежать драки и двинуться в Стирлинг. Путь им преградили шотландцы, которые строем двинулись по Нью-парку, чтобы преградить единственный проход. Командир Эдуарда, граф Глостер, снова предпочел сражение и атаковал первый шильтрон.
Эдуарду пришлось повернуть свою армию лицом к шотландцам, и в этот момент в бой вступили другие шилтроны. Английским лучникам было трудно сконцентрировать огонь, и к этому времени они боялись поразить своих собственных рыцарей в спину. Брюс приказал Киту взять свои 500 кавалеристов и рассеять лучников, пока английские рыцари сцепились в бою с пехотой. Он сделал это эффективно, преследуя их в болотистой местности. Шилтроны держались, отчасти потому, что болотистая местность окружала англичан и затрудняла развертывание пехотинцев позади.
Материалы по теме:
Затем,Брюс повел островитян Ангуса в атаку вниз по склону на англичан, крича и размахивая своими топорами. Эдуард бежал с поля битвы, чтобы избежать плена, оставив армию без предводителя, которая, почуяв беду, в конце концов развернулась и бежала.