Реформация и контрреформация в Польше.
14.08.2021 | VladimirMarxist | Образование
Материалы по теме:
Привилегии для духовенства:
– духовенство не подлежало «военной службе»,
– большинство налогов не касалось духовенства,
– дворянство восстало против церковной десятины
Епископы заседали в сенате. В церковную судебную систему входили некоторые светские государства. Первым признаком недовольства стало восстание гуситов в 15 веке. Король воспользовался этими беспорядками и в обмен на мир получил право занимать епископские должности, не спрашивая Рим. Эти королевские назначения были официально приняты. Дворянство также присоединилось к борьбе с богатством церкви. Благородство привело к принятию закона, запрещающего передачу своей собственности по завещанию церкви. Церковь была богатой. Знать хотела бедную церковь. Аналогичные требования исходили от среднего класса. Это было также связано с тем, что церковные правила блокировали развитие городов. Особенно это касалось ростовщичества и займов. Самые бедные слои населения ожидали, что Церковь позаботится о самых бедных. Гуситы прибыли в Польшу во время правления Владислава Ягайло. Гонения начались в государстве Габсбургов. Во время совета в Констанце гуситы приезжают в Польшу и находят это убежище в Великой Польше. Лютеранство в Польше появилось очень быстро, в основном в тех центрах, где были немцы. Основные центры лютеранства находятся в Силезии, Великой Польше и Померании. Первым городом, принявшим лютеранство, был Вроцлав. Произошло это в 1521 году. В Пруссии, благодаря секуляризации Тевтонского ордена, лютеранство нашло там сильную поддержку. Лютеранство повлияло на всю Померанию из бывшего тевтонского государства. В Силезии лютеранство встретило сопротивление. Его получали в основном горожане. Поскольку Габсбурги имели большое влияние в Силезии, нельзя сказать, что лютеранство победило в этих землях. В Польше не было общественных движений. Когда лютеранство проникло в Польшу, оно внесло изменения в доктрину церкви, но не встало на сторону бедных.
Сигизмунд I Старый был противником религиозных новшеств. В 1520 году Зигмунд I издал документ, в котором запрещал учение Лютера. В Польше появилась церковная цензура. Но с другой стороны, к нарушителям этих положений не применялись репрессии. До 1543 г. появлялось все больше и больше новых указов против Реформации, но их применение было другим. Чаще всего их не использовали. Позднее угрозы исчезли. Произошло это благодаря Зигмунту Августу, который был более терпимым правителем. Он даже склонялся к религиозным новинкам. Он окружил себя людьми, связанными с протестантизмом. Во время правления Зигмунта Августа кальвинизм стал играть все более важную роль в Польше. Лютеранство охватило буржуазию, а дворянство оставалось равнодушным к лютеранству. С другой стороны, кальвинизм поддерживался как мелкой знатью, так и магнатами. Это было связано с тем, что кальвинизм возник как некое демократическое течение. Это правда, что это была демократия, ограниченная дворянством, но все же демократия. Кальвинизм позволил ограничить права суда.
Кроме того, королевская петиция содержала постулаты об отмене безбрачия и о причастии в двух формах. Однако Рим отклонил эту просьбу. В Польше была принята идея национальной церкви и национального совета. Оплата святого этажа была прекращена в пользу Рима (1 динарий на душу населения). Что удивительно в польской Реформации, так это то, что не было требований о ликвидации церковной собственности. Были предприняты попытки остановить рост этих объектов, но требований об их ликвидации не поступало. Вскоре после прибытия в Польшу польский кальвинизм разделился. Это было связано с тем, что внутри кальвинистской церкви, рядом с богатыми магнатами, были представители буржуазии, а также крестьян, то есть различных социальных слоев, интересы которых были противоречивыми. Было недовольство отсутствием социальных реформ. Фактическая причина раскола – спор о догматах, особенно догматах Святой Троицы. С другой стороны, большая кальвинистская община включала более богатые классы: магнатов и богатую знать. Тот факт, что ариане включали в себя в основном более бедные классы, означал, что они провозглашали более радикальные лозунги, в том числе касающиеся социальных реформ. Прежде всего, ариане хотели устранить классовые различия, преобладавшие в польском обществе. Ариане считали, что все люди – братья. Никто не должен господствовать над другим и жить за счет другого. Каждый должен жить за счет собственных рук. Радикальные законы также проводились с радикальными лозунгами, крестьяне были освобождены от крепостного права. Крестьяне использовали землю вместе с дворянством. Урожай разделили. Ариане обращались к другим представителям знати с призывом отказаться от своих имений, отменить крестьянскую кабалу, деньги от имений предназначались для бедных. Эти лозунги привели к созданию в 1569 году первой арианской общины в Польше в Кракове. В 1570 году протестантские деноминации в Польше заключили поселение в Сандомире, известное как поселение Сандомир. В этом соглашении все протестантские конфессии гарантировали сотрудничество. Но это поселение касалось лютеран, кальвинистов и гуситов. В конечном итоге ариане были исключены как проповедующие слишком радикальные лозунги. Целью Сандомирского соглашения было защитить себя от Контрреформации. Это Сандомирское соглашение стало первым шагом к полной терпимости в Содружестве.
Конец 16 века – начало Контрреформации в Польше. В 1563 году Тридентский собор завершает свои обсуждения, он приступил к работе по реформированию церкви. В Польше постановления совета были приняты в 1577 году, но фактически они были реализованы только после 1589 года. Кардинал Станислав Хозюш был главным активистом Контрреформации. В 1551 году именно он подготовил документ (Confessio fidei catholiquere cristianae), то есть исповедание католической христианской веры. В 1564 году в Польшу были привезены иезуиты. За короткое время иезуиты заняли хорошее положение при королевском дворе, основав колледжи с высоким уровнем образования. Благодаря этим школам они соревновались с протестантами.